14 ноября 2013 г.

Пять экспертиз школьного учебника

Вступил в силу новый порядок формирования перечня школьных учебников. Теперь книги будут проходить пять видов экспертиз. Каждая книга должна быть одобрена Научно-методическим советом при Минобрнауки, а также пройти научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную экспертизы.

Первая покажет, есть ли в пособии ключевые понятия, научные сведения и необходимые факты. Педагогическая экспертиза выявит соответствие содержания стандартам и то, каким языком изложен материал. Текст «должен соответствовать нормам современного русского языка, а язык изложения - понятен возрастной группе, для которой предназначен учебник».

Теперь перечень учебников будет состоять из трех групп:
- рекомендованных для обязательной части школьной программы;
- рекомендованных для вариативной части программы;
- учитывающих этнокультурные и региональные особенности.

Раньше пособия проходили экспертизу двух академий – РАН и РАО. Как отмечает ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий, комиссия отвергала каждый второй учебник. «В дореволюционной России был выдающийся математик Пафнутий Чебышев, который допускал в школу лишь каждый десятый учебник. Если бы мы так же строго отбирали книги и пособия, то уровень знаний в школе был бы выше», - убеждён Садовничий.

В настоящий момент школы используют перечень учебников, в котором около трёх тысяч книг. Во многих из них есть ошибки. Вот лишь несколько примеров:

«У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?»

«У нескольких столов 12 ножек. Сколько всего столов в комнате?»

«Подберите антоним к слову «слезы».

«Географическая карта - модель земной поверхности»
(Модель земной поверхности - глобус).

В учебнике ОБЖ спрашивается, почему волку удалось проникнуть к козлятам в дом? Школьникам нужно выбрать ответ из нескольких вариантов, один из которых такой: «дверь была недостаточно железной».
 
В другом учебнике по ОБЖ автор советует в случае опасности хватать стол и наносить противнику «тычковые удары ножками стола» или «махать им вправо и влево, расчищая путь к выходу».

Совет из учебника по «Физической культуре» для 10-11 классов: «Косметологи для улучшения внешнего вида ног советуют протирать волосяной покров голеней и бедер кисточкой или ватным тампоном».

© Международная конференция руководителей организаций общего образования
© Группа Компаний «Открытый Диалог»

тел.: +7 (499) 372-10-39   |   факс: +7 (499) 372-10-76   |   e-mail: orgcom@od-group.ru