25 октября 2013 г.

Уместны ли оценки в учебнике?

Единый учебник по истории должен содержать оценочный анализ некоторых событий. Такого мнения придерживается заместитель председателя Госдумы РФ Людмила Швецова.

«Учебник должен давать возможность человеку ориентироваться во всем огромном мире знаний об истории, очень часто противоречивых. Мне кажется, что нам надо не бояться, и кто-то должен взять на себя эту великую ответственность, дать все-таки и оценку. Мы не можем просто предоставить детям, разбираться во всем этом и оценочные вещи, очень взвешенные, там, где они уместны, их нужно сделать», - заявила Людмила Швецова в ходе обсуждение проекта Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
 
Заведующий кафедрой новой и новейшей истории России Пермского государственного педуниверситета Андрей Суслов, который неоднократно выступал в качестве эксперта на мероприятиях ГК «Открытый Диалог», такой подход считает неуместным. Он уверен, что задача историка не в том, чтобы давать оценку событиям, а в том, чтобы анализировать причины их возникновения.

«Если мы будем давать оценку событиям с точки зрения «хорошо – плохо», то заменим науку морализаторством, - убеждён историк. – Нет большой разницы между научным трудом и учебником. Применяя оценочный подход, мы делаем из истории идеологию, а такое мы уже проходили в Советском Союзе».

По словам руководителя  группы разработчиков учебника,академика РАН Александра Чубарьяна, единый учебник не закрывает дискуссию в науке, а концепция - только «навигатор» для учителей.

«Учебник поднял мощную волну общественного мнения. В принципе, это неплохо, но создает определенные трудности при работе. Хотел бы напомнить, что новый учебник - государственный заказ. Но оказалось, что это и общественный заказ. Самое важное сейчас - остаться в научной колее и не заблудиться в домыслах, комментариях, спорах», - говорит Александр Чубарьян. Он отмечает, что книга появится не раньше 2014 года.

Напомним, в апреле 2013 года президент Путин поручил правительству разработать единую концепцию школьного курса истории, чтобы избавить детей от «двойных толкований». Как показал опрос ВЦИОМ, более половины россиян проголосовали за введение единого учебника истории. Однако в профессиональном сообществе идея повсеместного одобрения не получила.

© Международная конференция руководителей организаций общего образования
© Группа Компаний «Открытый Диалог»

тел.: +7 (499) 372-10-39   |   факс: +7 (499) 372-10-76   |   e-mail: orgcom@od-group.ru