22 октября 2013 г.

Воспитание как национальная стратегия

До конца 2014 года Министерство образования представит президенту и правительству проект Национальной стратегии развития и воспитания в России. К разработке также планируют привлечь представителей Минздрава, Минкультуры, Минтруда, Минспорта, МВД, педагогического сообщества.

«Стратегия потребует формирования новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение. До конца года нужно разработать план и примерный проект документа», - сообщают в Минобрнауки.

Подготовка плана стратегии поручена Центру исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи. Как говорит заместитель директора Валентина Березина, стратегия затронет три социальных института: систему образования, семью и общественность. «Пока не существует единых требований в вопросах воспитания, и каждый работает, кто во что горазд, - считает она. - Есть только общие ориентиры, потому что работа еще не началась. В проекте будут участвовать крупные ученые в области воспитания. Мы постараемся через интернет и СМИ выносить появляющиеся документы по данному вопросу на всеобщее обозрение».

На сегодня известны три группы вопросов, которые должны будут войти в будущую стратегию. В первую очередь, будут прописаны положения формирования российской гражданской идентичности, культуры, толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия. Далее - вопросы, касающиеся борьбы с детской безнадзорностью, алкоголизмом и преступностью. В-третьих, в национальную стратегию включат раздел о расширении сети детских и юношеских творческих объединений, лагерей труда и отдыха, развитии туризма и краеведения, поддержки музейных учреждений и школ искусств.

Один из постоянных экспертов мероприятий ГК «Открытый Диалог», директор Института образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина уверена, что стратегия должна быть направлена на защиту прав и поддержку детей из неблагополучных семей. «Даже в законе об образовании есть главы, посвященные отдельным категориям детей. У нас есть проблемы в организации помощи семьям, оказавшимся в трудной ситуации. Этот пункт я бы выделила в будущей концепции. Большое количество детей нуждается в содействии, воспитании, присмотре и уходе. Нужно определить способы их поддержки», - рассуждает эксперт.

Директора Федерального института развития образования Александра Асмолова, который возглавлял группу, работавшую над проектом федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для дошкольников, не устраивает состав рабочей группы. «В России есть 6-7 специалистов, профессионально занятых вопросом развития личности ребенка, и никто из них не задействован в данном проекте, - поясняет он. - Невероятно важно, чтобы стратегия не вылилась в банальные лозунги: «Ура патриотизму» или «Ребенок должен быть послушным и здоровым». Я не знаю ни одного серьезного аналитика, который привлечен к созданию этой стратегии. Поэтому я считаю, что ее обсуждать вообще бессмысленно».

© Международная конференция руководителей организаций общего образования
© Группа Компаний «Открытый Диалог»

тел.: +7 (499) 372-10-39   |   факс: +7 (499) 372-10-76   |   e-mail: orgcom@od-group.ru