Итоги I Конференции

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

Представители 54 регионов страны приняли участие во Всероссийской конференции руководителей общеобразовательных учреждений, организованной ГК «Открытый Диалог». Мероприятие состоялось в Москве 19—20 апреля 2012 года.

Участниками встречи стали руководители и специалисты государственных и частных учебных заведений, учреждений дополнительного и специального образования детей, а также региональных и муниципальных органов управления образованием.

Александр Моисеев, проректор по научной работе на Всероссийской конференции руководителей общеобразовательных учреждений-2012Конференция началась с проведения секции «Учреждения общего образования в современной России: текущее положение и перспективы». Модератор и спикер этой секции Александр Моисеев, проректор по научной работе и инновационной деятельности Академии социального управления, отметил, что система школьного образования в России — как сложившаяся, так и развивающаяся — не идеальна и нуждается в совершенствовании. «Увлеченность формированием стратегий развития образования на верхних уровнях может не дать желаемых результатов, если не удастся сделать школы субъектами, принимающими эти стратегические установки и разделяющими ответственность за их выполнение», — считает Моисеев.

Он также подчеркнул, что «любые попытки реформ, которые не будут проходить через сознание школьных сообществ и отвечать их внутренним устремлениям, вряд ли смогут быть эффективными».

Сергей Фёклин, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на Всероссийской конференции руководителей общеобразовательных учреждений-2012Сергей Фёклин, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, посвятил выступление практике работы автономных учреждений. По его мнению, руководителям АУ приходится сталкиваться с большим количеством проблем, многие из которых связаны с взаимоотношениями с учредителями. Например, учредители не перечисляют субсидии в установленные сроки, не выделяют из бюджета средства на развитие учебного заведения, ограничивают перечень приносящей доход деятельности.

На последнем пункте Фёклин остановился подробнее. «Довольно часто сталкиваюсь при анализе устава, что учредители запрещают устанавливать расширенный перечень приносящей доход деятельности и, например, в Москве ограничивают его 6–7 позициями. Юридически это неправомерно. Законодательно запретов и ограничений нет. Мы в своем уставе прописали 47 видов приносящей доход деятельности. Из них на данный момент реализуется не более десяти», — объяснил эксперт. Он также добавил, что согласно действующему законодательству у руководителей есть огромный перечень полномочий и прав. Но, как правило, этот потенциал ими используется в лучшем случае на 10–15%. Вопрос уже неоднократно поднимался на федеральном уровне, однако так и не был решен.

Препятствия для развития автономных учреждений возникают и со стороны органов казначейства, которые оперативно не переоформляют ЭЦП или отказывают в ее выдаче. «Органы казначейства могут сказать, что это платная услуга, и за нее нужно либо заплатить, либо приобрести ЭЦВ в коммерческих аккредитованных организациях. Приходится убеждать, писать письма, в том числе в Минфин, что принцип выдачи ЭЦП единый для всех типов учреждений», — сказал Фёклин.

Дмитрий Жигалов, руководитель проектов сектора <nobr>Муниципальные финансы и межбюджетные отношения</nobr> Фонда <nobr>Институт экономики города</nobr> на Всероссийской конференции руководителей общеобразовательных учреждений-2012О деятельности общеобразовательных учреждений с учетом усовершенствования их правового статуса говорил Дмитрий Жигалов, руководитель проектов сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города».

По его словам, в будущем могут появиться формы заказа услуг через так называемые формы оплаты за потребителя. Для разработки этого инструмента на уровне правительства создана специальная рабочая группа. «Это по аналогии со сферой здравоохранения. Мы получаем услугу, а платит за нас бюджет через полисы обязательного медицинского страхования. В образовании вместо полисов будут, возможно, ваучеры или целевые потребительские субсидии», — заявил Жигалов.

Как сообщил спикер, на уровне правительства обсуждается еще одна инициатива — создание нового типа учебных заведений — автономных некоммерческих образовательных учреждений, которые не будут входить в систему государственного или муниципального управления. В этот статус могут быть переведены наиболее успешные автономные учебные заведения. «Одним словом, разрабатывается идея сделать АУ некоммерческими организациями, которые должны полностью зарабатывать себе на жизнь сами. Это не коснется таких массовых типов учреждений как средние школы, во всяком случае, на первой стадии. Тем более, таких законодательных механизмов пока не существует. Они только обсуждаются», — пояснил Жигалов.

Ирина Логвинова, заместитель директора Государственного учреждения Российской академии образования <nobr>Институт стратегических исследований</nobr> на Всероссийской конференции руководителей общеобразовательных учреждений-2012Ирина Логвинова, заместитель директора Государственного учреждения Российской академии образования «Институт стратегических исследований», затронула тему введения ФГОС для начального и основного образования. Среди основных проблем и парадоксов введения стандартов эксперт назвала опережающий контроль. «ФГОС превратился в еще один повод для проверки образовательных учреждений. Многочисленные мониторинги из колоссального количества позиций, которые руководители образовательных учреждений должны произвести сами, вызывают отторжение, раздражение, пугают и психологически восстанавливают людей не на конструктивную основу, а на сопротивление», — считает спикер.

Кроме того, по мнению Логвиновой, федеральному центру предстоит решить еще несколько вопросов, связанных с ФГОС, — это сопротивление участников образовательного процесса вводимым инициативам, формальное участие родителей в образовательном процессе, необоснованность и невыполнимость задач и отрыв начальной школы.

Ольга Батрова, ведущий научный сотрудник Центра развития профессионального образования ФИРО на Всероссийской конференции руководителей общеобразовательных учреждений-2012В дискуссии принимала участие представитель Федерального института развития образования — учреждение сейчас занимается разработкой профессиональных стандартов педагогической деятельности в общем и дополнительном образовании детей. Ольга Батрова, ведущий научный сотрудник Центра развития профессионального образования ФИРО, начала выступление словами «Стандарты — это не больно. Если их хорошо разработать, это даже полезно и вкусно». В профессиональных стандартах, отметила Батрова, например, планируется пересмотреть показатели, на основе которых идет распределение стимулирующей части в новой системе оплаты труда, которыми сейчас недовольны многие руководители учебных заведений.

В каком соотношении будет проводиться сертификация и аттестация, пока неизвестно. Как сказала эксперт, «в планировании произошел определенный сбой — наблюдается рассогласование некоторых направлений деятельности. Работа по сертификации еще на стадии моделей, но при этом уже запланировано ее проведение». Выступая на Конференции, представитель ФИРО выразила надежду, что «хорошая идея» не превратится в «ее имитацию» и процесс замены аттестации на сертификацию не станет формальным.

К разработке стандартов в ФИРО сейчас активно привлекают самих руководителей и педагогов учебных заведений. Так, им предлагается ответить на несколько вопросов, которые затем будут учтены в дальнейшей работе над стандартами.

В первый день участники также обсудили вопросы дополнительного образования школьников, организации инклюзивного образования, обучения интеллектуально одаренных детей, использования в учебном процессе инновационных продуктов и технологий, для учреждений общего образования.

Лилия Кравцова, директор Центра экономики Дополнительного профессионального образования Московского института Открытого образования на Всероссийской конференции руководителей общеобразовательных учреждений-2012Программа второго дня мероприятия включала лекцию Лилии Кравцовой, директора Центра экономики Дополнительного профессионального образования Московского института Открытого образования на тему «Эффективность образования в новых социально-экономических условиях».

Конференция завершилась экскурсией в Центр образования № 109 и встречей с его руководителем — Евгением Ямбургом. Центр образования № 109 представляет собой многопрофильный комплекс, в состав которого входят детский сад, начальная школа с пятью классами, основная и старшая школа. Евгений Ямбург, руководитель Центра образования №109 на Всероссийской конференции руководителей общеобразовательных учреждений-2012Помимо уникальной учебной программы, в ЦО № 109 действует система дополнительного образования, которая включает занятия в конно-спортивном клубе «Эльф», объединении путешественников «Зюйд-Вест», школе художественных ремесел, центре иноязычного образования и др. В 2006 году образовательное учреждение ЦО № 109 стал лауреатом национального проекта «Образование».

Всероссийская конференция руководителей общеобразовательных учреждений стала продолжением одного из крупнейших мероприятий в сфере образования — Всероссийского форума Руководителей образовательных учреждений, проходящего каждую осень на протяжении уже семи лет.

Смотрите также:

© Международная конференция руководителей организаций общего образования
© Группа Компаний «Открытый Диалог»

тел.: +7 (499) 372-10-39   |   факс: +7 (499) 372-10-76   |   e-mail: orgcom@od-group.ru